«Дорогой памяти»

Посвящается 100-летию В.П.Астафьева и 80-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

                                                     Погудин В.А.

                                                      Учитель высшей категории.

                                                      Отличник народного просвещения,

                                                      Победитель конкурса лучших учителей России

                                                      Заслуженный педагог Красноярского края

                                                      Руководитель структурное подразделение

                                                      «Краеведческий музей

                                                      имени Героя Советского                                                

                                                      Союза  И.А. Борисевича» школы 148

                                                       Г. Красноярска

Красноярск

2014 — 2024 гг.

1. ВВЕДЕНИЕ

Цели работы:  в преддверии 80-летия ухода добровольцем на фронт будущего великого сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева,  20 летия Дня его Памяти и 65 летия Первого издания рассказа «Соевые конфеты».  Взяв за основу страницы произведений Виктора Петровича   о Великой Отечественной войне,   вспомнить  людей,  которые ковали Великую Победу, на фронте и  в тылу. Поклониться  им, сохранившим для нас  этот мир, нашу Россию.  Соприкоснуться с теми святыми местами,  которые мы иногда не замечаем, почувствовать свою сопричастность к ним, почтить память погибших в той безжалостной войне.

Задачи работы:

— проанализировать произведения Виктора Петровича Астафьева «Соевые конфеты» из романа «Последний  поклон», «Плацдарм» вторая часть повести «Проклятые и убитые» и другие произведения цикла «Проза войны»,   рассматривая их как письменный источник   событий Великой Отечественной войны;        

— показать ратный и трудовой подвиг нашего народа, через   воспоминания писателя как очевидца тех событий,

— выявленные данные использовать  для пополнения экспозиций о Викторе Петровиче Астафьеве в школьном и других музеях края.

Нами была сформулирована гипотеза,  состоящая из двух частей.

Первая часть. «По мнению некоторых ученых, в биографии в творчестве Астафьева нет неисследованных тем». Школьные краеведы решили взяться за исследование периода  жизни писателя, с окончания школы ФЗО и время его  участия в боях  на фронтах Великой Отечественной войны. И доказать не верность этого мнения.

 Вторая часть. «Мы предположили, что ленинградцев захоронили на одном из Березовских кладбищ. Их в поселке Березовка было четыре, на каком из них? Надо было найти это место.»

     Для выявления положений этой гипотезы и была создана краеведческая экспедиция.

  Первая часть этой работа — своеобразный отчет  экспедиции, проведенной  в окрестностях Красноярска, учащимися и учителями  школы № 148. Краеведы взяли за основу поиска рассказ «Соевые конфеты» из романа  «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева.(1). Превратив этот  рассказа в  топографическую карту.

  Вторая часть работы попытка осветить  события произошедших после проведения данной экспедиции.

Рассказ «Соевые конфеты» можно назвать  наиболее документальным из всех, написанных Астафьевым произведений, потому что для исследователя, историка – краеведа, его можно «привязать» к  местности,  к историческим местам, к  историческим личностям, к  временным рамкам.

          Участники экспедиции, решили побывать в тех местах,  которые описал Астафьев, увидеть то,  что видел писатель. И они это сделали. Школьные краеведы прошли по  этому огромному «музею»,  музею,  посвященному нашему народу — победителю, нашему знаменитому на весь мир писателю, Виктору Петровичу Астафьеву.  Этим они  показали всем, что знаменитые исторические места находятся рядом, на расстоянии вытянутой руки.   

Данная  работа является попыткой дополнить повествования  Виктора Петровича  новыми подробностями и  думаю это получилось.

2.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. ДОПОЛНЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА «СОЕВЫЕ КОНФЕТЫ»

В августе 1942 года после окончания школы ФЗО  Виктора Петровича с двумя товарищами распределили работать на железнодорожную станцию «Базаиха».

«Назвали станцию так  по ошибке. Речка Базаиха протекает в одноименном поселке на правобережье Енисея. Сейчас это южный пригород Красноярска. «Базай» — в переводе эвенкийского  — «быстрая речка», — рассказывали  березовские старожилы». (1)

«Миша Володькин, Петя Железкин, оба из города Канска, и я – распределены были работать на станцию Базаиха, третью в те поры станцию, если ехать от Красноярска на Восток».  (1)

         Еще в 1941 году Виктор Петрович попадает учиться в железнодорожное ФЗО. Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), профессионально- технические  учебные заведения были созданы в октябре  1940,  вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), одновременно с ремесленными училищами. Готовили рабочих массовых профессий низшей квалификации: плотников, каменщиков, штукатуров, забойщиков-крепильщиков, рабочих железной дороги. Срок обучения — 6 мес. В школы ФЗО принималась в основном сельская   молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая начальное образование.

         Наборы учащихся проходили в порядке мобилизационных  призывов. Основное  количество учебного  времени отводилось на производственное обучение, общеобразовательная подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с общеполитехническими   принципами производства, общетехническими сведениями, основными понятиями технологических процессов, чтением чертежей и т. д. Обучали практическим навыкам работы с инструментарием. В октябре — ноябре 1940 года было создано 800 школ ФЗО (свыше 258,6 тыс. учащихся).

В годы Великой  Отечественной  войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной промышленности.  Сокращая учебное время на теоретическое  обучение и сохраняя полностью программу производств, практики, школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2-3 месяца. В 1940-41гг. они выпустили свыше 645,2 тыс. рабочих, за годы войны — свыше 1792,8 тыс. чел. (почти в 3 раза больше, чем ремесленные  училища). Школы ФЗО предоставляли учащимся полное государственной содержание, что было особенно важно в условиях военного времени. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерительный инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного хозяйства, работали на железной дороге.

Форма учеников ФЗО была полувоенная. Это и спасло Астафьева в конце сентября 1942 года, когда он, заболев, добирался  от станции «Базаиха» до Красноярской железнодорожной больницы. На  улице, недалеко от больницы, Виктор Петрович потерял сознание и упал на дорогу.

         «В какое время, не знаю, должно быть, вскоре после того как я свалился на булыжник, послышался стук колес, переходящий в такой грохот, будто это подкатил Илья-пророк. «Телега! По улице катит телега. Кабы на меня не наехала …» Подумал-то об этом я подумал, но никаких усилий не сделал, чтобы подняться. Грохот приблизился и оборвался … ». «Однако меня кто-то шевельнул, опрокинув на спину. – Гляди – ко, парнишка! И с удивлением: — Справный парнишка, не вакуированный, железнодорожник! Э-эй, железнодорожник! – постучали меня по голове, я потерял фуражку».  — «Вахтерша старая попалась, смекалистая, много на своем веку повидавшая, цап-царап за карманчик моей гимнастерки – там направление в больницу». (1)

Для учащихся школ ФЗО форменная одежда впервые была установлена постановлением СНК СССР и  ЦК ВКП(б) № 204 от 27 января 1941 года «О дополнительных мерах по подготовке государственных трудовых резервов в школах фабрично-заводского обучения в 1941 году».         

Устанавливался следующий комплект обмундирования:

-полупальто из хлопчатобумажной ткани на вате;

— гимнастерка и брюки из хлопчатобумажной ткани;

 -ботинки яловые;

 -фуражка суконная.

Для обозначения формы одежды учащихся школ ФЗО вводились следующие знаки:

-петлицы на воротнике полупальто; на петлицах прикреплены металлические буквы «ШФЗО» и цифры, указывающие номер школы;

-канты темно-синего цвета на петлицах полупальто (для учащихся железнодорожных школ ФЗО канты малинового цвета);

-черный цвет хлопчатобумажной ткани полупальто;

 -черный или синий цвет хлопчатобумажных гимнастерки и брюк.

         Постановлением СНК СССР № 509 от 10.03.1941 года «О подготовке в 1941 году в школах фабрично–заводского обучения рабочих массовых профессий для железнодорожного строительства НКПС» для подготовки рабочих массовых профессий железнодорожного строительства Главному управлению трудовых резервов предписывалось организовать на базе строительных участков и прорабских пунктов НКПС 106 школ ФЗО с 3–месячным сроком обучения.

Для учащихся этих школ вводилось обмундирование, установленное для школ ФЗО. Для обозначения формы одежды учащихся школ ФЗО железнодорожного строительства вводились на петлицах полупальто канты зеленого цвета и на фуражке значок – звезда с паровозом.

После окончания ФЗО друзей Астафьева, не успевших встать на «бронь», забрали на войну. А Виктора Петровича поселили в старом пассажирском вагоне.

  «Подле вокзала, у первого пути, брюхом в траве стоял пассажирский вагон, разгороженный надвое деревянной перегородкой» (1).

 Виктора Петровича включили сцепщиком в составительную бригаду. 

(Сцепщик —  железнодорожный рабочий, соединяющий вагоны.  Рабочая профессия на железной дороге —  рабочий, стыкующий  вагоны, составитель состава). (1).

          Астафьев сначала работал помощником сцепщика, потом сцепщиком, а в конце августа становится бригадиром составительной бригады. Очень ответственная и опасная работа. Нужно было одновременно подавать команды машинисту паровоза и понимать эти команды от машиниста. Подавать команды, следить за работой сцепщика  и понимать весь процесс составления состава.

«Замечу, что работа составителя лишь со стороны кажется шаляй-валяй, прыгай, бегай да сцепляй, и железнодорожный состав – это не сборище разномастных вагонов, как попало меж собой соединенных. Нет, железнодорожный состав – продуманное и довольно сложное сооружение, в котором все рассчитано по осям, тормозам, тоннажу, по техническим возможностям локомотива, по длине станционных путей. Словом, с учетом многих технических условий движения поездов и правил сигнализации железной дороги». (1).

         А паровоз — очень  огромная машина,  и ее трудно сразу остановить. Паровоз марки «О» — «Основной», железнодорожники ласково называли «Овечкой». Паровоз «О» («Основной») — первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более…

Похожие записи